ОДНАКО...
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

ОДНАКО...

Форум читателей журнала Однако
 
ФорумПоследние изображенияПоискРегистрацияВход

 

 Под знаком Катыни

Перейти вниз 
АвторСообщение
Птица-Говорун

Птица-Говорун


Сообщения : 13
Дата регистрации : 2010-05-30

Под знаком Катыни Empty
СообщениеТема: Под знаком Катыни   Под знаком Катыни Icon_minitimeПн Июн 07, 2010 8:09 pm

http://www.odnakoj.ru./magazine/foreign/pod_znakom_katxni/
2010 / # 20 (36) / Заграница / Под знаком Катыни 31.05.2010
Под знаком Катыни

Отношения с Россией становятся центральной темой польской предвыборной кампании


В Польше в самом разгаре предвыборная кампания, которая, как и ожидалось, проходит под знаком последствий смоленской авиакатастрофы. И хотя пока абсолютным фаворитом гонки является бывший спикер сейма Бронислав Коморовский, который в соответствии с конституцией исполняет сейчас обязанности президента, шансы руководителя оппозиционной партии «Право и справедливость» Ярослава Качиньского растут с каждым днем. Брат-близнец погибшего президента Польши, в своей предвыборной кампании он не стесняется играть на эмоциях людей, которые до сих пор находятся под впечатлением апрельской трагедии.

Конечно, президент в Польше — должность церемониальная, однако право представлять страну за рубежом позволяет оказывать влияние на формирование внешней политики государства. Покойный президент использовал такую возможность на полную катушку, выстраивая «особые отношения» с Америкой и постоянно критикуя «имперские амбиции России и Германии».


Политик с харизмой табуретки

Если бы Лех Качиньский не погиб в авиакатастрофе, этой осенью он попытался бы избраться на второй срок, и его главным соперником стал бы тот же Коморовский, который считается куда более взвешенным и прагматичным политиком, ориентирующимся на ЕС. Потомок графского рода, активный участник антикоммунистического движения, Коморовский представляет на выборах правящую правоцентристскую партию «Гражданская платформа». Он оказался единственным кандидатом от трех ведущих партий, оставшимся в живых после смоленской трагедии. Консерваторы из партии «Право и справедливость» потеряли Леха Качиньского, а «Союз демократических левых сил» лишился не только своего основного кандидата Ежи Шмайдзиньского, но и обоих потенциальных дублеров.

Казалось бы, победа Коморовского предрешена, однако многие эксперты отмечают, что главный фаворит президентской гонки слишком сильно тушуется на публике, и его деревянные манеры становятся уже притчей во языцех. Сторонники Коморовского, правда, пытаются заверить избирателей, что именно так и должен вести себя высокопоставленный чиновник. По словам обозревателя Gazeta Wyborcza Мартина Войцеховского, «благодаря имиджу солидного политика кандидат от «Гражданской платформы» может стать вторым Квасьневским, эдаким отцом Польши, который во всем придерживается центристских взглядов». Однако критики утверждают, что Коморовский идеально подходил на роль спикера, но до президента недотягивает — слишком бесцветная фигура. Многие отмечают, что в 2000—2001 гг. на посту военного министра он не запомнился ни одной яркой инициативой. «У Бронислава Коморовского харизма табуретки, — пишет колумнист газеты Rzeczpospolita Пётр Семка, — и симпатии людей сейчас на стороне брата экс-президента».

Если поначалу данные соцопросов говорили о том, что Коморовский одержит победу в первом туре, сейчас такой сценарий уже никто всерьез не рассматривает. Качиньский наступает ему на пятки, каждую неделю увеличивая свой рейтинг на 5%. Эксперты предсказывают, что на этих выборах может повториться ситуация 2005 года, когда его брат-близнец в последний момент вырвал победу из рук Дональда Туска.

К партийным разногласиям двух основных соперников примешивается и личная неприязнь. «Аристократ» Коморовский всегда с презрением относился к «выскочкам» Качиньским, которые люто возненавидели его, после того как в эфире одного из ведущих каналов, комментируя их победу на выборах пятилетней давности он пожал плечами и грустно произнес: «Мне жаль Польшу».


Метаморфоза Качиньского

В отличие от своего соперника Качиньский не боится телекамер и публичных мероприятий. Он харизматичный политик, который с детских лет привык быть на виду (в 1962 году вместе с братом Лехом они сыграли главные роли в популярном детском фильме-сказке «Двое, укравшие луну»). В первую очередь его поддерживает традиционный электорат «Права и справедливости» — сельские жители, католики и женщины. Однако сейчас он пытается расширить электоральную базу, представая в новом для себя амплуа прагматика, который рассуждает о реформах, модернизации и «мудрых компромиссах с политическими соперниками». «После смерти брата, — отмечает Die Welt в статье под характерным названием «Качиньский умер, да здравствует Качиньский!», — с Ярославом произошла настоящая метаморфоза. Он отказался от свойственного ему жесткого стиля, перестал делить мир на «настоящих патриотов» и «коррумпированные посткоммунистические группировки», с которыми следует бороться «огнем и мечом». «Польша важнее всего» — гласит один из лозунгов его предвыборной кампании. По словам политолога Станислава Моцека из Института политических исследований Польской академии наук, «Качиньскому удалось завоевать симпатии многих умеренных избирателей и сократить разрыв с фаворитом гонки, избавившись от имиджа маверика как внутри страны, так и на международной арене».

Конечно, он активно эксплуатирует тему смоленской трагедии, пытаясь играть на эмоциях избирателей. «Несмотря на личное горе, — заявил он в своей первой предвыборной речи, — я обязан продолжить миссию покойного брата». И хотя многие поляки неоднозначно восприняли решение захоронить Леха Качиньского в Вавельском замке, который является усыпальницей королей, смерть под Катынью, известной в народе как «польская Голгофа», создает вокруг него ореол мученика и, безусловно, повышает шансы его брата на выборах. Избирателям также импонирует неподкупность старшего Качиньского, который, будучи премьер-министром, даже не имел собственного банковского счета и хранил деньги на счету матери.

Тем не менее, по словам Петра Семки, «у поляков не такая короткая память, чтобы забыть, каким слабым политиком он был». В 2006—2007 годах Качиньский возглавлял неустойчивую правую коалицию, которая была крайне непопулярна в польских деловых кругах. Многим гражданам был закрыт въезд в страну только на том основании, что они учились в СССР. За два года Польша умудрилась одновременно испортить отношения с Германией и Россией и превратиться в изгоя в натовских структурах. Как вспоминают дипломаты, в этот период на польских представителей все шикали, включая вашингтонских покровителей Качиньского.


Произойдет ли «перезагрузка»?

Коморовский находится в более выигрышном положении, поскольку представляет проевропейскую «Гражданскую платформу», которая пользуется поддержкой бизнес-элиты, настроена на прагматичный диалог с Россией и не отличается подобострастным отношением к Америке. (Эксперты-международники любят цитировать по этому поводу шутку одного из влиятельных членов партии министра иностранных дел Радослава Сикорского, который после избрания Барака Обамы заявил, что новый президент имеет польские корни: его дедушка съел когда-то миссионера из Кракова).

Однако ни Америка и даже ни Европа волнуют сейчас избирателей. По словам политолога Цезария Михальского, «на кухне все поляки говорят о Смоленске, и отношения с Россией становятся главной, если не единственной темой предвыборной кампании». До своего избрания спикером сейма Коморовский критически отзывался о восточном соседе, утверждая, что на Россию «необходимо рычать, поскольку вежливый тон в Кремле воспринимают как признак слабости». Однако с 2007 года кандидат от «Гражданской платформы» занял более дружественную позицию по отношению к Москве и активно поддерживал инициативы правительства Туска по сближению с традиционным соперником. После смоленской трагедии он начал исполнять обязанности президента и сразу же отозвался на предложение российских властей о «перезагрузке». Во многом точку зрения Коморовского отражают слова близкого ему идеологически спикера сената Богдана Борусевича: «Как 70 лет назад, Катынь проложила между нашими народами большой ров, так нынешняя трагедия этот ров засыпала».

Позиция Качиньского по русскому вопросу куда более противоречива. С одной стороны, многим запомнилась его прочувствованная речь, размещенная на Youtube в День Победы, в которой он поблагодарил российских граждан «за каждую слезу, каждую зажженную свечу и каждое слово сочувствия». С другой — принадлежащий его партии телеканал TVP1 продемонстрировал целую серию документальных картин, обвиняющих в смоленской катастрофе российское правительство. Оппоненты утверждают, что Качиньский — русофоб до мозга костей, и было бы смешно рассчитывать, что он изменится. В случае его победы на выборах исторические события полувековой давности по-прежнему будут определять внешнюю политику Польши. Как отметил в интервью «Однако» вице-президент Центра политических технологий Сергей Михеев, «объясняется это довольно просто: для польских политиков-националистов темы вроде Катыни всегда были разменной монетой на переговорах с русскими. Причем им даром не нужны извинения Кремля — они требуют уступок в вопросах экономики, обороны и геополитики».


Автор: Александр ТЕРЕНТЬЕВ-мл.
Вернуться к началу Перейти вниз
 
Под знаком Катыни
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
ОДНАКО... :: Однако говорит, что... :: Политика :: Заграница-
Перейти: