http://www.odnakoj.ru/magazine/society/vchera_opyatq_ot_imeni_naroda_vezde_podorozhala_kolbasa/
"Вчера опять от имени народа везде подорожала колбаса"
Еще десять и тем более пятнадцать лет назад массмедиа, что называется, «не трогали» Русскую православную церковь. Ее замечали по большим праздникам, комментировали в нейтральном тоне, иногда слегка поругивали, чаще чуть-чуть похваливали… В те поры Церковь решала внутренние проблемы столь серьезные, что ей трудно было выходить с активной ролью в большую политику. Однако год от года положение это менялось. С одной стороны, стремительно росло (и растет) церковное хозяйство. Собственно, как может священноначалие уйти с поля предпринимательства, если ему приходится каждый год, каждый день обеспечивать колоссальный организм Церкви всем необходимым — пищей, строительными материалами, книгами, богослужебной утварью, да чем угодно?! С другой стороны, «рейтинг» Церкви в обществе до такой степени вырос, что любое слово архиерея, тем более самого патриарха, мощно влияет на состояние умов по всей стране. И пастырский долг Церкви обязывает ее высказываться; немотство советской поры осталось в далеком прошлом.
Соответственно, каждый шаг в экономике, политике, общественных делах добавляет Церкви друзей и врагов. В журналистской среде выросла целая плеяда деятелей, которые без конца вещают о своем «разочаровании» в иерархах. Дескать, истинно благочестивые молитвенники сменились какими-то дельцами, совместимо ли это с евангельским духом и т. п. Среди отцов-основателей этого направления — Александр Солдатов, лучшие годы своей жизни потративший на «разоблачения» «табачного митрополита». Целый каскад журналистов обслуживал когда-то «письмо безбожных старцев», протестовавших против «клерикализации науки». Чем дальше, чем резче тон, тем больше пены капает с клыков, тем чаще на страницах газет появляются саркастические образчики антицерковного хамства. Вот и совсем недавно явлены были аттракционы того же рода.
Во времена укромные, теперь почти былинные, партия и правительство время от времени выступали «от имени народа». Следуя этой советской традиции, ответственный редактор газеты «НГ-религия» Андрей Мельников метал перуны в Русскую православную церковь. В очерке «Место не пусто» он, в частности, писал: «Поскольку православные архиереи в России смело вторгаются в жизнь общества, народ намерен спрашивать с Церкви за все ее ошибки так же, как спрашивает за ошибки политической власти…» К тому же Церковь, по его словам, «…показала себя плохим союзником администрации. Вместо умиротворения она подхлестнула протестные настроения в городе, и это раздражение людей обернется в конечном счете против государства». Итак, на днях народ наш позвонил А. Мельникову и сообщил о своих намерениях на ближайшее будущее. Как сообщал когда-то в Совмин СССР, ЦК КПСС, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ, чтобы те вступились за поруганное.
Мельников, вооружившись этой методой двадцатилетней давности, ругает патриарха за то, что он спустился под землю и отслужил литию на месте гибели жертв террористического акта в московском метро. Еще больше раздражения слышится в интонациях автора, когда он пишет о владыке Екатеринбургском Викентии, получившем от властей разрешение восстановить Екатерининский горный собор на площади Труда. Первое объявлено лихом, поскольку, наверное, чрезвычайно помешало работе метро. Ведь лития длилась целых 12 минут, а это просто ужасно! Второе вызвало митинг протеста в Екатеринбурге. Сколько-то (не очень понятно, сколько именно) горожан вышло, чтобы отстоять фонтан «Каменный цветок», который непременно исчезнет при возобновлении церковного здания на старом месте.
И вот думается, а какую роль оставляют такие вот мельниковы и солдатовы нашей Церкви в современном обществе? Роль «бедной родственницы», которую из милости посадили за праздничный стол власти? И ей лучше бы тихо кушать и произносить умиротворяющие речи, но не попадаться на глаза большинству гостей и не просить добавки?
Так не будет. Так уже никогда не будет.
Церковь стремится к симфонии с государством и никогда не будет провоцировать бунты, революции, да хотя бы и просто мятежные настроения. Но она не слуга государства, а самостоятельная сила, за которой стоят миллионы верующих. Она своей работой воплощает в жизнь чаяния колоссального процента российских граждан. Именно за ней народ, а не за кем-то еще. Ради народа, ради упокоения душ погибших, ради любви к своим детям духовным — родственникам жертв теракта — патриарх Кирилл спускается под землю и служит литию. Ради того, чтобы верующие знали: Церковь не боится козней лукавого, не бежит от паствы, не закрывается в ограде храмовой, глава ее готов отдать свой пастырский долг там, где это уместно. Если надо — в метро.
И разве одному архиепископу Викентию хотелось восстановить храм, варварски уничтоженный безбожной властью в 1930-м? Разве православные екатеринбуржцы не желали этого всей душой? Разве не придут в собор тысячи прихожан на большие праздники и воскресные богослужения? Что же касается митингующих, то так хорошо видна в их действиях организующая воля местных вожаков красного движения! Ведь защищали они как великую культурную ценность убогую постройку с огромными изображениями серпов и молотов на лепестках «цветка». А деловые люди науськивали их на власть и на Церковь: «Давайте-давайте! Опять злобные силы рушат наше прошлое!»
Поздно жить красным прошлым. Поздно жить серпами и молотами. Церковь открывает врата будущего для России, и миллионы христиан идут за нею.
Автор: Дмитрий ВОЛОДИХИН